Перед тем, как начинается учебный год, в школе
проводится огромный объем работы, направленной на обеспечение безопасности всех
участников учебного процесса. Оснащение средствами противопожарной
безопасности, перезарядка огнетушителей, проверка и размещение средств
пожаротушения в необходимых для этого местах, изготовление стендов с правилами,
инструкциями и требованиями их соблюдения являются только небольшой частью
принимаемых мер для предотвращения возможного возникновения в школах экстренных
ситуаций. Чтобы обеспечить в школах пожарную безопасность, государственными
структурами разработан целый комплекс правил и инструкций, которыми необходимо
руководствоваться при возникновении в учебном заведении пожароопасных ситуаций.
Обеспечение школы средствами, предназначенными для тушения пожаров, технически
грамотно разработанные и расположенные на видных местах правила и схемы
эвакуации, наличие правил поведения в таких ситуациях является залогом
безопасности не только учеников, но и всего коллектива школы.
Профилактика возникновения пожаров в учебных
заведениях является первоочередной задачей школьного педагога общеобразовательной
школы. С детьми из 1-4 классов следует проводить занятия для приобретения ими
знаний, которые помогут детям правильно понимать и ориентироваться в
создавшейся сложной обстановке. Но методика младших возрастных категорий
существенно отличается от старших групп обучения. С маленькими детьми нужно
рассмотреть такие вопросы:
что такое огонь, чем он полезен и почему бывает
опасен;
почему не стоит играть со спичками, зажигалками,
свечами;
какие приемы
техники безопасности нужно соблюдать при использовании электричества и газа;
почему может произойти возгорание;
как действовать во время пожара;
как и чем можно потушить пожар;
как работают пожарные и что именно они делают.
При занятиях с малышами нужно учитывать особенности их
восприятия действительности и умственные способности детей. Ребята и девочки из
младшей возрастной группы крайне энергичны, они не могут надолго
концентрировать внимание на чем-то одном.. Исходя из этого, занятия для детей
формируют в виде фильмов, сказок, стихотворений, викторин, увлекательных
конкурсов.
Дети постарше (5-9 классы) обладают своеобразным
мышлением и определенными утвердившимися в сознании знаниями, программа их
обучения этой дисциплине будет существенно отличаться от младшей группы.
Подростков нужно посвящать в более сложные темы:
внимательное обращение с бытовыми электроприборами и
опасными горючими веществами;
как быстро предотвратить возгорание в помещении;
как можно
спасти жизнь человека;
связь курения с риском возникновения пожара;
особенности поведения при пожарах;
средства для тушения огня и возможности их
использования;
уровень ответственности человека за несоблюдение установленных
правил;
подробные правила противопожарной защиты.
Теоретическую базу обучения подростков педагоги
совмещают с практическими занятиями, проводят учебные конкурсы по защите от
пожаров, учат осторожности при использовании огня в туристических походах.
Для учащихся старших классов (10-11) изучение норм
противопожарной безопасности вступает в завершающую фазу. Этот завершающий этап
обеспечивает возможность изучения учениками наиболее непростых и важных тем:
использование приборов для тушения пожара;
принципы работы противопожарного оборудования;
опасность электричества и газа в связи с пожаром;
принципы работы сигнализации;
нормы поведения в случаях возгораний;
предупредительные меры, оберегающие от удара током,
дымового отравления, ожогов;
нормы экстренной помощи пострадавшим;
действия старшеклассников в момент эвакуации детей
помладше.
Два раза в году учебное учреждение с целью подготовки
учеников к возможному возникновению экстренных ситуаций проводит на
своей территории учения по противопожарной безопасности. Для проведения таких
мероприятий назначенные приказом руководителя школы ответственные лица
подготавливают план и проводят тщательную подготовку к его успешной реализации.
План мероприятия предусматривает изучение правил, инструкций, проведение
инструктажей, практические занятия. Перед учителями, которые преподают основы
безопасности жизнедеятельности, поставлена задача научить своих учеников
предотвращать пожары, а при возгорании выбрать верное решение и проявить умелые
действия. Только приобретенные знания, согласованные, мудрые и правильные
действия всего коллектива учебного заведения позволят предотвратить возможное
возникновение пожара и обеспечить безопасность всем, кто находится в школе.