Программа деятельности педагога-психолога «Чудинка»
в летнем пришкольном лагере "Жайдары"
на базе ГУ «Новорыбинская средняя школа-сад»
ЛЕТО-2017
Шульга Елена Владимировна педагог-психолог
Актуальность
Дополнительное
образование – это то, к чему приходят дети не всегда сами и осознанно,
часто под руководством родителей, педагогов, а в подростковом
возрасте за компанию, вместе со своими друзьями и редко
руководствуясь собственными интересами, увлечениями, но это тот мир,
где личность ребенка раскрывается и развивается в совместной
творческой деятельности под педагогическим воздействием умелого
«мастера своего дела».
Именно
в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и
подростков учебными заботами, в нашей школе открывает свои двери летний
пришкольный лагерь «Жайдары», где есть возможность для ребят
расслабиться, отдохнуть, найти новых друзей и получить массу
позитивных впечатлений.
В условиях
летнего оздоровительного лагеря ребята, не отрываясь от
родителей на неопределенное расстояние, находясь всегда рядом и под присмотром,
а для многих родителей этот момент очень значим, могут раскрыть
свои творческие способности, улучшить свои умения в плане социального
взаимодействия, как со сверстниками, так и детьми более старшего
возраста, предстать перед значимыми взрослыми в ином амплуа,
раскрыться. Ведь в лагере отсутствует система балльного
оценивания, нет жестких рамок, которые связаны с дисциплиной и те, кто в
учебной деятельности порою неуспешны, посещая летний лагерь, получают
свою «Минуту Славы».
Система
психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях
организации летнего отдыха обусловлена направлениями
деятельности педагога-психолога (психологическая диагностика,
коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психопросвещение,
консультирование).
Цель
программы: Организация
психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летний
пришкольный лагерь «Жайдары».
Задачи
деятельности:
1.
Создание
психологически комфортных условий для развития коммуникативной
компетенции у воспитанников и тех, кто впервые посещает летний
оздоровительный лагерь.
2.
Осуществление
психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих летний
пришкольный лагерь «Жайдары» (снижение уровня тревожности, снятие
мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период
обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии,
арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
3.
Проведение
психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния
субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные
представители) и педагоги) с целью оказания им своевременной
психологической помощи и поддержки посредством консультативной и
коррекционно-развивающей деятельности.
4.
Развитие
у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам,
которые они совершают и их последствиям через организацию
психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего
оздоровительного лагеря.
Адресат: Воспитанники в возрасте от 6 до 15 лет,
посещающие летний пришкольный лагерь «Жайдары» на базе ГУ «Новорыбинская
средняя школа-сад» Аккольского района Акмолинской области.
Содержание
программы деятельности педагога-психолога
№ п/п |
Направление и содержание деятельности |
Приемы и методы работы |
Сроки проведения, форма организации |
Сотрудничество |
1. |
Психопрофилактика и психопросвещение:
- Организация и проведение практикума социально-психологической направленности «Хоровод дружбы» (профилактика конфликтов)
- Организация и проведение творческой мастерской психологической направленности «Речные дары»(профилактика психоэмоционального напряжения)
- Организация и проведение социально-психологической игры «Пойми меня» (повышение психологической культуры воспитанников летнего оздоровительного лагеря)
- Организация и проведение игровых 20 минуток: *Игровая программа «Мы веселые ребята» (на сплочение детей)
*Игровая программа «Сказочный зоопарк» (снятие психоэмоционального и телесного напряжения)
*Игровая программа «Волшебные превращения» (развитие произвольности и действий по правилам)
- Организация и проведение арт-терапевтической акции (рисунки на асфальте) «Полезные привычки – веселые сестрички» (выявление представлений у воспитанников лагеря о полезных привычках).
- Проведение профилактической беседы «Вместе тесно, а врозь скучно» (профилактики конфликтов в отрядах). |
Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия.
Сказкотерапия, арт-терапия, коллективное творческое дело.
Игротерапия.
Игротерапия.
Психогимнастические этюды и телесно-ориентированные игры.
Сказкотерапия, психогимнастика.
Коллективное творческое дело, арт-терапия с использованием цветных мелков.
Беседа, игра, упражнения, работа в подгруппах.
|
Согласно плану работы лагеря. Общее количество занятий 5 . Форма проведения – фронтальная.
Согласно плану работы лагеря. Общее количество занятий 5 . Форма проведения – фронтальная.
Последняя неделя работы лагеря. Форма проведения – фронтальная, участвуют все отряды.
На первой неделе работы лагеря (в разновозрастных отрядах). Форма проведения – фронтальная.
2 раза в неделю: понедельник, четверг (с отрядами, где возникают конфликтные ситуации).
Форма проведения – фронтальная. 2 раза в неделю: понедельник, четверг (с отрядами, где преобладают по количеству воспитанники младшего школьного возраста).
Все отряды. Форма работы – групповая. С отрядами, где возникают конфликтные итуации. Форма работы – фронтальная. |
Воспитатели, отрядные вожатые.
Воспитатели, отрядные вожатые.
Воспитатели и отрядные вожатые.
Отрядные вожатые.
Отрядные вожатые.
Отрядные вожатые.
Воспитатели, отрядные вожатые.
Воспитатели, отрядные вожатые. |
2. |
Диагностика:
- Анкетирование несовершеннолетних на предмет выявления ожиданий в отношении организации их досуговой деятельности в лагере.
- Проективная методика «Цветовой тест эмоционального состояния» направленная на исследование общего эмоционального состояния группы (отряда).
- Анкетирование несовершеннолетних на предмет выявления удовлетворенности жизнедеятельностью в лагере. |
Социально-педагогичес-кое исследование по анкете «Знакомство».
Групповая работа с «волшебными красками», беседа по психоэмоцио-нальному портрету группы.
Социально-педагогическое исследование по итоговой анкете «Мои впечатления о жизни в лагере «Жайдары». |
Исследования проводятся со всеми воспитанниками лагеря, по отрядам. Фронтальная форма.
Исследования проводятся с воспитанниками тех отрядов, которые посетили творческую мастерскую «Озерные дары». Фронтальная форма.
Исследования проводятся со всеми воспитанниками лагеря, по отрядам. Фронтальная форма. |
Воспитатели.
Вожатые отрядов.
Воспитатели. |
3. |
Коррекционно-развивающая работа:
- Индивидуальные развивающие занятия с детьми
|
Игротерапия, арт-терапия, использование направленной визуализации, элементы сказкотерапии. |
В течение недели, между общими мероприятиями. |
Родители (законные представители ребенка), воспитатели. |
4. |
Консультирование:
- Организация и проведение (по запросу) консультирования родителей (законных представителей ребенка)
- Организация и проведение (по запросу) консультирования педагогов, работающих на отрядах.
- Организация консультирования (по запросу) отрядных вожатых. |
Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних. |
В течение недели с 14.00 до 15.00 для родителей (законных представителей ребенка) и по запросу для воспитателей и вожатых отрядов. Индивидуальное консультирование и консультирование в малой подгруппе. |
Воспитатели отрядов.
|
Формы
контроля
•Письменная и устная рефлексия на занятиях.
•Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
•Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены.
Результативность
программы деятельности
Формальные
результаты: количество
воспитанников, принявших участие в запланированных мероприятиях, фото
и видео материалы по проделанной работе, протоколы индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий, результаты творческой деятельности
детей и подростков, количество проведенных консультаций с субъектами
воспитательного процесса (воспитанники, их родители и педагоги).
Ожидаемые
результаты: сформированность
у воспитанников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к
окружающим, развитие коммуникативных умений и приобретение навыков
конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление
навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного
взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.