Отчет
о реализации программы летнего отдыха детей в
пришкольном лагере «Жайдары»
ГУ «Новорыбинская средняя школа-сад»
Лето-2017
Детский оздоровительный
лагерь с дневным пребыванием и 2-х разовым питанием
Продолжительность
оздоровления 28 дней;
1 смена – с 01.06.17 по 15.06.2017г.
2 смена – с 16.06.17 по 29.06.2017г.
Режим работы с 10.00ч. до 15.00ч.
Выходной день: воскресенье.
Количество детей: 70 чел.
Кадровое обеспечение:
· Воспитатели -8
· Физруки – 2
· Библиотекарь – 1
· Лингвисты – 1
· Языковеды -2
· Педагог-психолог - 1
· Медсестра -1
· Повара - 2
· Начальник лагеря: Бардаль Олеся Ивановна
Источники финансирования: ТОО «Новорыбинский и К», спонсорская помощь, средства родителей
Для ежедневного отдыха детей были обустроены:
игровая комната, студии, отрядное место (уголок), предоставлены спортивный и
актовый зал, спортивная площадка на улице, футбольное поле. В период с 01.06.17 – 29.06.17 год в летнем пришкольном оздоровительном лагере отдохнуло – 70 детей.
Лагерь размещается на базе ГУ «Новорыбинская средняя школа-сад». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа деятельности ориентирована
на создание социально- значимой психологической среды, дополняющей и
корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного
отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового
образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с
детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и
состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления
оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея
программы - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период,
сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление
возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий
для самореализации потенциала детей и подростков.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается
легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся
участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Цели:
•
Создание
условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального
здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
•
Создание
системы интересного, разнообразного по форме и содержанию
отдыха и оздоровления детей.
•
Создание
оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и
творческое развитие.
•
Развитие
индивидуальных способностей каждого ребёнка.
•
Развитие
навыков коллективного общения, лидерских качеств.
Для достижения этих целей необходимо решить
следующие задачи:
•
Создание
условий для организованного отдыха детей.
•
Приобщение
ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
•
Формирование
культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
•
Создание
комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и
физического оздоровления.
•
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей
природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
•
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном
личностном потенциале.
•
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
•
Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
В начале работы лагеря было продуманно методическое обеспечение:
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы и использование интернет ресурсов для
организации мерпориятий.
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Работа сотрудников была ориентированная на
достижение следующих результатов:
Для школьников:
v
Укрепление
здоровья детей (мониторинг здоровья)
v
Развитие
у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
v
Расширение
социального опыта;
v
Формирование
коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры,
досуга;
v
Вырабатывание
навыков ручного и общественно-полезного труда;
v
Формирование
осознанного отношения к своему здоровью.
Для развития личности ребенка:
v
Удовлетворение
в полноценном отдыхе;
v
Реализация
творческих способностей детей и их обогащение;
v
Самореализация
и личностный рост ребенка
Для развития
воспитательной системы:
v
Совершенствование
методик организации форм работы;
v
Пополнение
копилки форм работы
Для педагогов:
v
Повышение
уровня педагогического мастерства;
v
Отработка
модели взаимодействия педагогического коллектива с родителями и их детьми в
рамках реализации программы
Реализация целей и задач
Реализация цели и задач осуществлялась через организацию
общих лагерных мероприятий. В целях организации полноценного отдыха
детей работа в летнем пришкольном лагере была
поставлена следующим образом:
первая половина дня – активный отдых: мероприятия, экскурсии,
соревнования, подготовка к конкурсам. Вторая половина – спокойные игры,
конкурсы, тренинги, беседы, просмотры кинофильмов и мультфильмов, чтение
и обсуждение детской литературы, занятия по интересам в творческих мастерских.
Дети были приняты в лагерь на основании заявления родителей, прошли
медосмотр. Со всеми воспитаниками бежедневно были провдедены инструктажи перед
мероприятиями. В журнале по технике безопасности отмечен общий инструктаж
пребывания в лагере детей и взрослых, должностные обязанности и правила
поведения на дороге, воде и пожарной
безопаснсти.
В первый день была проведена
торжественная линейка в честь открытия лагерной смены – ребята познакомились с
режимом дня, с правилами и законами лагерной жизни, со своими воспитателями –
командирами, были поделены на 3 отряда. Каждый отряд выбрал
себе помощника командира – штурмана.
Отряд рождается тогда, когда у него появляется «лицо»;
когда появляются органы самоуправления; когда ребята увлечены обшей
деятельностью. Поэтому каждый отряд придумал себе название, эмблему, девиз
отряда, все это было отражено в отрядных уголках.
Ежедневно в лагере проводилась
линейка. На линейке подводились итоги предыдущего дня, отмечались
победители лагерных мероприятий, знакомились с планом
работы лагеря на день, ежедневно каждый отряд получал новое
задание и план подготовки к общему мероприятию. В конце дня каждый
ребенок отмечал свое отношение к лагерю в виде смайликов, цветочков и т. п. в
«Дневнике настроения».
Для организации досуга
детей были запланированы и успешно реализованы культмассовые мероприятия
и экскурсии. Такие мероприятия необходимы для создания
приподнятого эмоционального настроения, творчества, для организации
взаимодействия детей и для всестороннего развития детей.
В лагере
проводилась кружковая деятельность языковедов, лингвистов, библиотекаря и
педагога психолога. Ежедневно, согласно распорядку дня, проводились занятия по
изучению казахского и английского языков, организовывались экскурсии в
библиотеку. Ппедагог психолог отслеживал психологический климат в лагере среди
детей и взрослых, оказывал психологическую поддержку и родителям. Психолог
Шульга Е.В. составила социальный мониторинг со
следующими данными:
Количество отдыхающих детей
70
Количество отдыхающих детей в
лагере по возрастным группам.
Из них:
-из полных семей -58
-из многодетных семей и малообеспеченных -12
-из числа детей – сирот - 0
-из числа опекаемых детей - 0
-из семей одиноких родителей - 0
-из числа детей – инвалидов – 1
Медсестрой Мустафиной
Ж.Ж. составленно меню, проведенна витаминизация блюд, оформлен журнал по учету
травм и обращений к медику, составлен
мониторинг состояния здоровья детей по группам.Были проанализированы следующие показатели:
·
физическое
развитие ребенка;
·
функциональное
состояние организма;
·
уровень
физической подготовленности;
·
внутрилагерная
заболеваемость.
Комплексный анализ этих показателей дал возможность
оценить эффективность оздоровления каждого ребенка. Санитарно-гигиенические нормы в столовой соблюдались.
Организация досуга
детей заключалась не только в проведении мероприятий. Поэтому план
воспитательной работы, проводимый воспитателями в оздоровительном лагере,
составлен так, чтобы каждое мероприятие носило всесторонний воспитательный
характер, затрагивало все аспекты и направления воспитательной
концепции. Очень важно заинтересовать, увлечь детей интересной
деятельностью. Так, например, все
развлекательно-воспитательные мероприятия были проведены в форме
путешествий по островам. В День защиты детей
проведена акция рисунки на асфальте: «Пусть всегда будет солнце», конкурс
мыльных пузырей, спортивная эстафета «В гостях у Шапокляк».
Сфера досуга
создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала
детей. Вместо опеки – содружество педагогов и детей. Это основной способ
организации совместной деятельности детей, средство включения их в систему
социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений. В отряде
ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество,
самореализоваться как личность. Помочь ребенку раскрыться,
показать свои лучшие качества, установить равные отношения со
сверстниками и старше себя, спланировать деятельность – основная задача
воспитателей. Каждое запланированное дело создавало условия для развития
ребенка, его максимальной самореализации. Ни для кого не секрет, что первым
этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг
друга, тем легче работать с ними. С этой целью воспитателями были
проведены игры на знакомство и сплочение коллектива, на выявление интересов и
творческого потенциала ребят.
В целях укрепления здоровья и физического развития
детей воспитателями были проведены следующие основные мероприятия:
День |
Мероприятие |
Форма проведения |
Направление |
01.06.2017 |
«Под парусом дружбы» |
Праздник |
Досугово -познавательное |
02.06.2017 |
«День спорта»
|
Игровое познавательное путешествие |
Досугово -познавательное |
03.06.2017 |
«День туризма»
|
Экологический поход |
Экологическое и познавательное |
05.06.2017 |
«Beautiful day»
|
Соревнование |
Спортивно -оздоровительное |
06.06.2017 |
«День смеха» |
Соревнование |
Спортивно -оздоровительное |
07.06.2017 |
«My family day»
|
Беседа
|
Нравственное, духовное, творческое |
08.06.2017 |
«День сюрпризов» |
Эстафета
|
Досуговое |
09.06.2017 |
«День юмора» |
Развлекательное шоу |
Спортивно -оздоровительное |
10.06.2017 |
«День туризма»
|
Туристический праздник |
Патриотическое, экологическое, спортивно-оздоровительное |
12.06.2017 |
«День принцев» |
Конкурс
|
Досуговое |
13.06.2017 |
«День приключений» |
Парад рекордов |
Досугово -познавательное |
14.06.2017 |
«День девочек» |
Конкурс
|
Досуговая
|
15.06.2017 |
«Sport day» |
|
Досуговая |
17.06.2017 |
«День знакомства»
|
Конкурс рисунков |
Развлекательно-познавательное, нравственное |
18.06.2017 |
«День творчества» |
Конкурсная программа |
Досугово -познавательное |
19.06.2017 |
«День Астаны»
|
Конкурсная игровая программа |
Патриотическое е |
20.06.2017 |
«День смеха» |
Развлекательное шоу |
Досугово -познавательное |
21.06.2017 |
«Music day»
|
Литературно-исторический час |
Досугово -познавательно |
22.06.2017 |
«День поиска талантов» |
Игра
|
Досуговое |
23.06.2017 |
«Сурет салғанды жақсы көреміз» |
Конкурс
|
Досугово - развлекательное |
24.06.2017 |
«День смеха»
|
Конкурсная игровая программа |
Досугово - развлекательное |
26.06.2017 |
«Большое морское путешествие» |
Конкурсная программа |
Досугово -спортивное
|
27.06.2017 |
«Әдемілікті сүйеміз» |
Конкурс |
Досугово - развлекательное |
28.06.2017 |
«Су шашу күні»
|
Конкурсная игровая программа |
Спортивно -оздоровительное |
29.06.2017 |
«Лагердің жабылуы» |
Закрытие лагеря. Праздник |
Досугово -познавательное |
Каждое утро в оздоровительном лагере начиналось с утренней
гигиенической гимнастики, состоящей из комплекса физических упражнений для
развития детей. Школьной медсестрой были проведены беседы по укреплению
здоровья и о здоровом образе жизни, о правильном питании и культуре
питания, о вреде наркотиков и табакокурения, беседы по профилактике
травматизма и солнечных ожогов. Ежедневное пребывание на свежем воздухе,
закаливающие процедуры, и витаминизация блюд способствовали
физическому развитию и укреплению здоровья ребят. «Весёлые старты», «Сабантуй», «Будь
здоров», «Отчего и почему?», «Полоса препятствий» и ежедневные подвижные игры
тоже оздоравливали воспитанников.
С целью выработки навыков здорового образа жизни воспитателями
проводились здоровьесберегающие беседы: изучение правил дорожного
движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на
улице, в общественных местах, на прогулках, о дружбе и взаимопомощи пожарной
безопасности и экологических знаний.
В течение всей смены технический персонал поддерживали
чистоту и порядок в помещениях, где находились дети.
После обеда дети играли в настольные игры «Лото»,
«Шашки», «Шахматы», собирали пазлы. Ребята по желанию рисовали, раскрашивали,
лепили, вышивали. Делали поделки из разных материалов, играли с конструктором,
смотрели мультфильмы, читали книжки и журналы, разгадывали кроссворды,
танцевали, пели.
Время, которое ребята провели в оздоровительном лагере,
им очень понравилось и, конечно, запомнилось. Они провели его с пользой для
себя и своего здоровья. Подводя итог, дети отметили, что каждый день пребывания
в лагере был, насыщен мероприятиями и зарядом бодрого настроения, здоровья и
полон положительных эмоций. Дети с удовольствием рассказывали своим родителям,
чем они занимались каждый день в лагере. Ребята приходили в лагерь с
удовольствием. Даже многие из них в конце дня не хотели уходить домой. Ведь
каждый ребенок был окружён заботой, вниманием и уважением со стороны
сотрудников лагеря.
Результативность.
При осуществлении мониторинговой
деятельности использовались не только
количественные показатели, но и качественные:
- уровень заинтересованности
детей в работе кружков
-результаты работы отряда и детей в ходе реализации программы
-результаты диагностики
психологического климата в отряде и эмоционального состояния детей
-качество подготовки отряда к
творческим мероприятиям
-результаты уровня сплоченности
детских коллективов
Методы
отслеживания результатов:
-анкетирование
-анализ тематических мероприятий
-анализ отрядных уголков
-наблюдение
-поведение, высказывания, отзывы
детей, родителей.
Поставленные цели и задачи были
выполнены в результате слаженной работы воспитателей и детей. Вся
воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с
планом воспитательной работы на каждый день. Отличная работа
воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в лагере. . Воспитательная работа была организована в соответствии
с планом воспитательной деятельности и велась в лагере по следующим
направлениям:
· Спортивно-оздоровительный
· Нравственно-патриотический
· Досугово-познавательный
· Творческий
· Профилактический: основы безопасности
жизнедеятельности
Педагоги-воспитатели,
работающие в лагере «Жайдары», смогли:
· создать комфортные психологические условия для ребят;
· создать атмосферу успешности на основе позитивного
общения учитель – ученик во время летних каникул;
· сформировать у ребенка желание к творческой
созидательной деятельности.
Воспитатели
пришкольного лагеря стремились создать
безопасные условия для жизни детей.
Информацию о лагере размещали на
страницах районных газет
Результат работы летнего пришкольного лагеря с дневным
пребыванием:
· Укрепление здоровья детей.
· Улучшение социально-психологического климата в лагере.
· Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных
возрастов и национальностей.
· Формирование умений, навыков, приобретение жизненного
опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
· Развитие творческих способностей, инициативы и
активности ребёнка.
· Привитие навыков самообслуживания.
· Повышение чувства патриотизма, уважение к родной
природе.
Начальник пришкольного лагеря «Жайдары»: Бардаль О.И.