Все дети без исключения с радостью ждут
каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти
новых друзей, увидеть и узнать новое, научиться новому делу.
Летние
оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют
свои возможности и потребности. Воспитательная ценность таких лагерей в том,
что создаются условия для педагогически целесообразного,
эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья,
удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному
развитию растущего человека.
В Конвенции о
правах ребенка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство.
Их время должно быть временем радости, временем игр, учебы и роста. Их
будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. И жизнь должна
становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и
они обретают новый опыт».
Ежегодно для учащихся проводятся оздоровительные смены в летнем пришкольном лагере «Жайдары»,
который функционирует на базе ГУ
«Новорыбинская средняя школа- сад». В лагере отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из
многодетных и малообеспеченных семей. Центром воспитательной работы лагеря
является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого
ребенка - время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного
опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования
лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их
отдыха. Программа пришкольного лагеря «Жайдары» включала в себя
разноплановую деятельность, объединяла различные направления оздоровления, образования,
воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - обеспечить ребёнку
возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него
необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление возможностей для
раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации
потенциала детей и подростков.
Приоритетным направлением воспитательной
работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по
интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит
вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки,
для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Летний
пришкольный лагерь «Жайдары» предложил ребятам большое «меню»
увлекательных клубов и кружков.
Языковеды Мекебай А.М. и Жетписбай М.А. вели занятия в кружке «Шанырақ»,
а Темирханова М.Н. руководила кружком «Funny
English». Здесь для ребят создавалась атмосфера
праздника, путешествия, где дети погружались в изучение языковой культуры,
говорили на казахском и английском языках, изучали традиции и обычаи казахского
народа, пели песни на английском и показывали театральные зарисовки на трех
языках. Библиотекарь Фролова И.Г. организовала
библиотечную программу «Книголюб», которая
включала в себя привлечение детей в библиотеку, организацию их летнего
досуга через игру и книгу, тесное общение маленького читателя с библиотекарем,
распространение среди участников программы экологических знаний, воспитания
чувства любви к Родине. Безусловно,
система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях
организации летнего отдыха обусловлена направлениями
деятельности педагога-психолога (психологическая диагностика,
коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психопросвещение,
консультирование). Педагог-психолог
Шульга Е.В. осуществляла психологическую разгрузку через занятия в кружке «Чудинка». В течение каждой смены
проводилась ежедневная самооценка
участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития
коллектива; педагогическим коллективом проводилась ежедневная диагностика эмоционального
состояния участников смены, социометрия, шли наблюдения за приоритетными видами
деятельности участников.
Для
ежедневного отдыха детей были обустроены: игровая комната, спортивная площадка
на улице. Здесь учителя физической культуры Лосич С.В. и Акимжанов Д.Ж.
расположили свой клуб «Здоровичок». Ежедневная
утренняя зарядка, спортивный час, прогулки. Каждый день проводились спортивные
соревнования на свежем воздухе с использованием спортивного инвентаря, «Веселые
старты». Медсестра Мустафина Ж.Ж. организовала места для проведения
гигиенических процедур с соблюдением всех необходимых санитарных норм, следила
за организацией питания и витаминизацией блюд. Для того чтобы отдых сделать полноценным в
лагере работали воспитатели: Швец Ю.А., Музыченко А.В., Хабалхах Р.Х., Адебиет
Г.А., Копенова М.М., Рязанова А.Л. Хонан Б.Х., Жетписбай М.Ж.. Жизнь в летнем
пришкольном лагере была насыщенная, полная событий и встреч.
Использовались все возможности для интересного и полезного общения детей со
сверстниками и взрослыми. Делать отдых детей содержательным помогли разработки игр – путешествий, Дней здоровья,
ставшего традиционным в лагере Праздника открытия и закрытия смены, Праздника
песни и танца, спортивных соревнований, викторин, ярмарок талантов, аукционов,
рыцарских турниров, творческих мастерских и многих других, организованных
воспитателями. Характерной особенностью жизнедеятельности в нашем пришкольном
лагере был индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его
деятельности с учетом возможностей и особенностей, ситуация успеха. Создавая
детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, можно
определить перспективу творческого роста каждого из них, помочь разработать
программу саморазвития. По плану была
организована работа 2-х сезонов, где отдохнуло 70 детей. В лагере
функционировали творческие мастерские: «Хобби для всех», «Очумелые
ручки», «Весёлый художник».
Высшей
оценкой работы лагеря являются слова из детских высказываний о лагере: «Мне
хотелось бы остаться на вторую смену…», «Я с удовольствием иду в лагерь…», «В
лагере я научился дружить…», «Мне не очень хочется идти домой из лагеря…», «Там
есть все, что мне нужно…», «Я поставила за жизнь в лагере пятерку…», «Тут нас
кормят очень хорошо. Я бы поставил повару оценку «5+»…», «В лагере очень
интересно…».
Конечно же, готового рецепта «Звонкого лета» не
существует. Но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и
хорошее настроение - залог успеха в решении этой задачи.