Концептуальной
идеей Урока знаний по теме «Я – патриот своей страны» является идея
необходимости воспитания патриотизма у подрастающего поколения, обеспечивающего
его готовность к гражданским социальным действиям в интересах общества.
Основания выбора:
– установки
государства на понимание Нового
Казахстанского Патриотизма как семи незыблемых основ МӘҢГІЛІК ЕЛ: Независимость и Астана; Общенациональное единство, мир и
согласие; Светское Государство и Высокая Духовность; устойчивый Экономический
Рост на Основе Инноваций; Общество Всеобщего Труда; Общность Истории, Культуры
и Языка; Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении
общемировых и региональных проблем;
– предложенная Главой государства Н.А.
Назарбаевым программа обновления
национального самосознания «Туған жер» с переходом в более широкую установку
«Туған ел», о чем говорится в статье
«ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ».
Программа «Туған жер» направлена,
во-первых, на изучение истории родного края, восстановление
культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба;
во-вторых, на содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции
и молодежи, переехавшим в другие регионы страны, в поддержке малой родины
(озеленение городов, помощь в компьютеризации школ, поддержка художественных фондов
местных музеев и галерей и т. д.); в-третьих, на поиск разных форм поддержки и
социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм
спонсорской помощи; в-четвертых, на укрепление в сознании народа
общенациональных святынь через проект «Духовные святыни Казахстана»
(«Сакральная география Казахстана»), когда будет создано «единое поле, единая
цепочка» культурного и духовного наследия святых мест»; в-пятых, на реализацию
проекта «Современная казахстанская
культура в глобальном мире», чтобы «отечественная культура зазвучала на шести
языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском».
«…Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших
культурных достижений– книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений,
научных открытий и т. д.»; в-шестых, внимание общества будет направлено на
историю наших современников через реализацию проекта «100 новых лиц Казахстана»
– «это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей,
которые добились успеха за эти стремительные годы».
Цель и комплексные задачи урока
Цель – воспитание ученика-патриота, владеющего системой ценностей и
идеалов Нового Казахстанского Патриотизма, умеющего реализовать себя в обществе
и быть полезным для своей страны.
Комплексные задачи:
– обеспечение усвоения учениками новых
знаний, интеллектуальных потребностей с опорой на информационные ресурсы;
–
содействие усвоению учащимися понятий «национальные символы, базовые ценности,
новый казахстанский патриотизм, культурно-генетический код, «Мәңгілік Ел»,
модернизация, национальное самосознание, конкурентоспособность, прагматизм,
национальная идентичность, меритократическое общество, культ знания»;
– развитие у обучающихся
исследовательских, творческих, коммуникативных компетентностей;
– интеллектуальное и творческое развитие
учащихся;
– содействие формированию у молодежи
высокого патриотического сознания;
– мотивирование
казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции.
Ресурсная карта урока:
Оформление |
Плакаты с изображением Государственного Герба, Государственного Флага |
Карта Республики Казахстан (Физическая, Политическая) Фотографии знаменитых людей, внесших вклад в развитие различных сфер экономики Казахстана и др. | |
Музыкальное и видео- сопровождение |
Аудиозапись Государственного Гимна Песни «Атамекен», «Мой Казахстан», видеоролик «Astana EXPO - 2017» |
Техническое оборудование урока |
Компьютер |
Раздаточный материал |
Стихи и высказывания о патриотизме, Родине Карточки со словами Толковый словарь русского языка Осенние листья |
Эпиграфы |
«Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своем сердце!» Н. Назарбаев. |
«Что значит быть патриотом? Любить –да, но не только землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать». Ш. Валиханов | |
Тематические выставки и информационные стенды |
«Я – патриот Казахстана».
|
Формы работы |
Общеклассная, групповая, индивидуальная. |
Назначение |
Материал рассчитан на детей 13-14 лет |
Описание работы |
Данный классный час проводится в День Знаний Это мероприятие направлено на формирование казахстанского патриотизма. Оно расширяет представление ребят об истории Казахстана. Используется прием критического мышления. |
Литература для подготовки |
1. Назарбаев Н.А. Статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 12 апреля 2017года. http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/ 2. Патриотический акт «Мәңгілік Ел», принятый на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 26 апреля 2016 года. 3.http://www.metod-kopilka.ru/klassnyy_chas_po_kazahstanskomu_patriotizmu_quotya_-_patriot_rkquot-22113.htm
4. http://collegy.ucoz.ru/publ/65-1-0-15615 5. http://collegy.ucoz.ru/publ/41-1-0-22272 6. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или КАК ИНТЕРЕСНО ПРЕПОДАВАТЬ. – Алматы, 2007. 7. Карты ума – правила составления. http://rumapping.ru/mind-maps/creation/mindmaps-pravila 8. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2011 9. http://flatik.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolenikov-celi-i-zadachi 10. http://festival.1september.ru/articles/565945/ |
1. Организационный момент
Урок открывается Государственным
гимном Республики Казахстан, соблюдаются требования к оформлению символики –
Герба, Флага – в соответствии с Государственным протоколом Республики
Казахстан.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада увидеть вас всех в
нашем классе отдохнувшими и повзрослевшими. Желаю успехов в новом учебном году,
здоровья вам и вашим близким, мирного неба в нашем государстве.
Сегодня, я приглашаю вас на наш первый урок в
этом учебном году.
А какими вы должны быть на уроке?
(внимательными, находчивыми, активными, ...)
Я думаю, что все вы будете внимательны и
активны, а главное — покажите, что знаете и как умеете работать.
Вспомним легенду о Казахстане.
Притча (Учитель рассказывает притчу под музыку Сары Арка)
Давным-давно, когда только зарождалась жизнь на земле,
Создатель решил создать земные богатства. Взял он мешок и полетел над землёй.
России он отдал густые леса с прозрачными реками, Кавказу – высокие горы и
моря, Средней Азии – прекрасные виноградники и хлопок.
Устал Создатель и прилёг отдохнуть. Пока он отдыхал,
прибежала мышка и прогрызла в мешке дырку. Проснулся Создатель и полетел
дальше. И когда он пролетал над Казахстаном, из мешка выпали высокие горы,
чистые озёра, густые леса, необъятные бескрайние степи и засушливые пустыни.
Богата и необъятна наша страна.
Работа по карте
Наша страна по площади занимает 9-е место в мире. Эта земля
наследие предков. Она тянется от Атырау до Алтая, с гор Тянь-Шаня до равнин
Сибири. Величественные горы сменяются широкими озерами, дремучими лесами,
быстрыми реками, бескрайними степями. Казахстанская земля богата полезными
ископаемыми. Есть большие запасы нефти, угля, черных и цветных металлов.
Казахстан граничит с 5-ю государствами. Это Россия, Киргизия, Узбекистан,
Туркменистан и Китай. Со всеми у нас дружеские отношения.
А сейчас нам необходимо разделиться на 3 команды и
приготовиться к работе (по цвету
осенних листочков).
2. Сообщение темы урока
Сегодня во всех уголках нашей родины пройдут
классные часы по очень интересной теме. А по какой, вы сейчас узнаете. Сейчас
вы взяли листочки разных цветов, на которых написано числа и буквы, вам нужно
сейчас все эти листочки прикрепить на доску по порядку чисел.
-Что получилось?
Прочитаем все вместе тему нашего урока «Я –
патриот своей страны».
-А кто такой патриот?
3. Беседа по теме
а)Работа по словарю.
Толковый словарь русского языка даёт такую
характеристику: человек, любящий родину, родное государство, готов на подвиг и
личные жертвы во имя отчизны
б) Кластер: Определим черты, которые свойственны
патриоту. (На плакате человек, наклеиваем черты, выбрав в команде те, которые
подходят патриоту. Обосновываем выбор. У каждой группы на парте конверт с
карточками – находят, читают, наклеивают и доказывают)
1 конверт
Готов встать на защиту Родины.
Хорошо учится.
Не любит работать.
Занимается спортом.
Любит животных.
Не слушается своих родителей.
Любит то место, где родился и вырос.
2 конверт
Любит и не забывает свою мать, свой дом
Не хочет учиться.
С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны
лучше нашей.
Не только любит, но и охраняет природу.
Не уступает место старшим в автобусе.
Знает государственную символику
Украшает Родину своим трудом
Дополнительный материал:
Герб Казахстана имеет форму круга. Центральным
элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, является символом—
семьи. Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих
народов. Важная часть герба — два мифологических коня, т.к. вся жизнь
кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон.
Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности.
Колосья обозначают богатство Родины.
Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что
символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с
лучами —символизирует богатство и покой, лучи- дружбу всех народов, проживающих
в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту
помыслов.
Государственный Гимн Республики Казахстан это
торжественное произведение. В жизни любого государства гимн играет большую
роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи
руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных праздниках, военных
парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной
песне своей страны.
3 конверт
Знает свой государственный язык
Нецензурно выражается
Знает историю своей страны, гордится своими
предками.
Готов встать на защиту Родины
Бросает мусор.
Уважает традиции и обычаи своего народа
Хороший друг.
Хорошо, молодцы, ребята!
-А вы себя можете назвать патриотами? Похожи ли
вы на этого человека?
Ребята, я хочу, что бы вы выросли настоящими
патриотами своего отечества. А для этого нужно любить и уважать свою Родину.
Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого
человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью,
свой прекрасный город, всю нашу огромную Республику Казахстан.
Родина – это отец твой и мать,
Родина – друг и ровесник под стать,
Родина – это твой край и столица,
Родина – это аул и станица.
4. Беседа
о Конституции и Независимости Республики Казахстан
Ребята, а кто знает какой праздник отмечала наша
страна 30 августа? (день Конституции)
-Ребята, а кто знает, что такое Конституция?
Конституция – это свод Законов, по которым живут
все граждане Республики Казахстан. Каждый человек должен уважать законы своей
страны и не нарушать их. Уважать Президента РК, уважительно относиться к
Государственной Символике РК (гербу, флагу, гимну), испытывать чувства гордости
за свою страну. Изучать и знать государственный язык – казахский, владеть
русским и английскими языками. Быть настоящим патриотом своей страны. Любить и
уважать свой край, свою Родину.
В Конституции РК записано очень много законов,
есть в Конституции и такие законы, которые касаются вас, школьников.
Статья 30, п.1.
«Гражданам гарантируется бесплатное среднее
образование в государственных заведениях. Среднее образование обязательное».
Но наряду с правами вы должны выполнять
обязанности. Т.е. вы должны ходить в школу, хорошо учиться, быть достойными
гражданами Республика Казахстан. Потому, что вы являетесь будущим нашей страны
и вам строить будущее нашей страны.
- Ребята, а какие ещё государственные праздники
вы знаете? ( 16 декабря- День Независимости РК )
Ежегодно 16 декабря мы отмечаем праздник – День
независимости Республики Казахстан. В 1991 году 16 декабря был принят
конституционный закон Республики
Казахстан «О Государственной Независимости
Республики Казахстан». Именно в этот день сбылась мечта всех поколений нашего
народа, на древней казахской земле было провозглашено молодое государство.
А в этом году наша страна проводит важное событие
в своей истории - EXPO:
-Ребята, кто побывал на выставке и может
рассказать о ней? (выступления детей)
5. Игра
"Знаток Казахстана"
Метод «Горячий стул». Метод
содействует развитию навыка сопереживания, формирует навыки анализа проблемы и
обоснования собственной позиции.
1.Какой праздник в Казахстане отмечают 6
июля ?(День рождения президента и День Столицы)
2. Какой язык в Казахстане является
государственным (Казахский)
3. Какой язык в Казахстане называют языком
межнационального общения (Русский)
4. Птица, изображенная на флаге Республики
Казахстан. Символизирует свободу и независимость.(орёл)
5. Наш президент Н.А. Назарбаев поставил перед
нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский,
английский.)
6. Торжественная песня, символ государственного
суверенитета. Исполняется в школах на линейках, на разных собраниях.(гимн)
- Как она исполняется?
7. Священная книга у мусульман
(Коран)
8. Сколько лет Независимости РК?(26 лет).
9. Казахские
народные инструменты (Домбра, сыбызгы, кобыз)
10. Национальная
валюта (Тенге)
11.Высокогорный каток в Алматы. (Медео)
12. Самое крупное озеро Казахстана (Балхаш)
13. Кто такой Тохтар Аубакиров –первый космонавт РК
14. Кто такой Тохтар Генадий Головкин –многократный
чемпион по боксу
15. Кто такой Тохтар Дмитрий Баландин – золото Олимпиады
в Рио
16. Кто такой Тохтар Ният Рахимов- олимпийский чемпион в
Рио
17. А какой Закон является главным, основным в нашей стране? (Конституция)
Каждая строка нашей Конституции указывает на главные
правила, по которым живут казахстанские люди.
В одной из статей записано:
«Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в
государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно»
18. Какая ваша самая главная обязанность?
Наша самая главная обязанность – учиться.
- Зачем нам нужно учиться?
(Ответы учащихся, при ответе чтобы приносить пользу Родине,
государству)
Всё, что мы с вами делаем, должно быть направлено только на
хорошее, на процветание нашей Родины
6. Работа над ситуациями.
-Обсудите в группах ситуации, дайте свой ответ.
Ситуация 1.
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по
местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не
хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой
он давно мечтал. Как поступили бы вы?
Ситуация 2.
В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении.
Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней,
объясняя это тем, что девочка очень плохо говорит по - русски и совсем не
понимает русского языка. Как ты поступишь?
Ситуация 3.
Учащимся класса предлагается в выходной день принять
участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать,
мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти.
Как бы ты поступил на их месте?
Ситуация 4.
Учитель делает замечание учащимся, которые во время
исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После
линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им
замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?
Ситуация 5.
В дневнике Ануара на первой страницы изображены
государственные символы. Когда учебный год подошёл к концу, Ануар разрисовал
весь дневник фломастерами, говоря о том, что учебный год закончился и он ему
уже больше не нужен. А ты как думаешь?
Ситуация 6.
Лариса с
родителями этим летом побывала в сказочном месте Казахстана – Боровом. Они
вместе с экскурсией посетили самую известную достопримечательность этого района
– скалу Жумбактас. Лариса всяческими способами пыталась оставить память о том,
что она была здесь, пытаясь нацарапать камнем надпись : «Здесь была Лариса».
Как к этой надписи отнесутся другие туристы?
7. Рефлексия
Казахстанцам есть чем гордиться. Во-первых,
Казахстан - это земля, с которой человек шагнул в космос. Во-вторых, Казахстан
— первая страна в мире, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия. В-третьих,
Казахстан — это первая в мире страна, организовавшая Съезд лидеров мировых
религий. В-четвёртых, Казахстан – страна, где прошёл Саммит ОБСЕ (Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе). И таких примеров — тысячи!
Республика стремительно растет, она независима и уважаема другими
государствами. Мы открыто смотрим в будущее! И в наших силах помочь молодому
поколению научиться любить свою страну и гордиться ей!
Рефлексия проводится с каждым учеником с
помощью инновационного приема «Облако
тегов»
Я присутствовала на классном часе, который
называется…
Больше всего запомнилось…
Мое эмоциональное состояние …
Этот классный час учит меня ...
Родина–это земля, что воспета
Делом рабочего, словом поэта.
Здесь тебе выпало строить и жить,
Родине, верно, умей послужить,
С Родиной вместе расти и мужай
Родину, сын мой, умей защищать!
Н. Назарбаев
Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется
верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете,
испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и
историю. Я думаю, что вы станете настоящими патриотами своей страны.
Дополнительно:
1.Дать
расписание на понедельник
1. ___________________________
2. ___________________________
3. ___________________________
4. ___________________________
5. ___________________________
6. ___________________________
2.
Напомнить режим дня:
·
начало занятий в 8:20 -линейка, зарядка,
·
начало уроков: в 8:30
·
с собой принести дополнительные тетради (русский,
математика, казахский, иностранный, физика, химия, биология), канцтовары,
обложить книги и тетради
3.Сфотографироваться