"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Новорыбинка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа  села Новорыбинка отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации обновленного содержания образования. Критериальное оценивание.

09.10.2017

Выступление на родительском собрании:

Новые подходы к оцениванию образовательных

результатов обучающихся в условиях реализации обновленного содержания

образования.

Критериальное оценивание.

 

Бардаль О.И. зам.дир. по УВР

 

В условиях

внедрения в школу обновленного содержания образования в 1,2,5,7 классах происходит

принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения

школьников. 

Под системой оценивания

понимается  механизм осуществления

контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по

поводу успешности образовательного процесса.

Традиционно в большинстве

отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из

четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3

("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5

("отлично")

Недостатки

пятибалльного оценивания:

-

Отсутствуют чёткие критерии оценки планируемых результатов, понятные учащимся,

родителями педагогам.

-

Педагог выставляя отметку ориентируется на средний уровень знаний в классе, а

не на достижение каждым учеником единых критериев

-

Отметки, выставляемые учащимся не дают представления об усвоении конкретных

элементов знаний, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не

позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика

-

Отсутствует оперативная связь между учителем и учеником в процессе обучения,

что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Смысл

критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное

оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять

цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, позволяющее фиксировать динамику индивидуального

развития каждого ученика.

Критериальное

оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из

составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным

направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.                                                                                           

При критериальном оценивании ученик становится настоящим

субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом

меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком.

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения

здоровья и учеников, и учителей.

При критериальном оценивании нет

условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по

другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами

собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои

достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет

функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и

неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной

работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных

результатов.                                        

                                                

Зачем нужны критерии оценки?

Для

учителей:

•     

Содержат ясные ориентиры для

учебного процесса

•     

Содержат конкретные критерии для

оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

•     

Делают процесс оценивания

объективным и последовательным

•     

Облегчают процесс оценивания

прогресса учащихся для учителей

Для

учащихся:

•     

Обеспечивают четкое понимание

учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной

работы.

•     

У учащихся есть конкретные рекомендации

в отношении ожиданий учителя.

•     

Когда ученики привыкают

регулярно  использовать критерии оценки,

они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это

снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".

•     

Создают условия для самостоятельной

работы учащихся.

Родителям:

Получать доказательства уровня обучения ребёнка

Отслеживать прогресс в обучении ребёнка

Обеспечивать ребёнку поддержку в процессе обучения

При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:

•     

стимулировать учащихся;

•     

мотивировать на достижение успеха;

•     

помогать учиться на своих ошибках;

•     

определять наличие тех или иных умений;

•     

формировать действия самоконтроля и

самооценки.

 

Критериальное оценивание включает в себя:

Формативное

оценивание Formative (формирующее / текущее) Определение текущего уровня усвоения знаний и

навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют

на итоговые оценки, и это позволяет снять страх перед ошибками, которые

неизбежны при первоначальном усвоении материала. (По ходу обучения; Даёт обратную связь; Помогает

ученикам скорректировать свою работу; Помогает учителям планировать свою

работу).

Констатирующее

оценивание Summative (итоговое)  уровня

сформированности  знаний и учебных

навыков при завершении изучения блока 

учебной информации. Отметки, выставленные за суммативные  работы, являются основой для определения

итоговых отметок по курсу за отчётный период (полугодие, год)

При

использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению

проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей

работы школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в

ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для

подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые

описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно

показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются

определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл.

Критерии -

перечень различных видов деятельности учащегося.

Дескрипторы –

уровни достижения того или иного критерия

Овладевая

технологией критериального оценивания, необходимо:

·     

чётко знать планируемые результаты освоения

обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;

·     

выделять, что должен знать и уметь ученик после

конкретного урока;

·     

подбирать приемы, с помощью которых можно

освоить данные знания;

·     

подбирать задания, формирующие данный конкретный

навык;

·     

совместно с детьми вырабатывать критерии

оценивания, алгоритм действий,

Использование

данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход

на уроке, ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно

относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные

образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят

содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки,

самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому правильная

организация критериального оценивания решает задачи личностного роста ребят,

что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.

 «Подлинно гуманным образование станет

тогда,  когда оно приобретет

действительно развивающий характер».

В.В. Давыдов, академик.

Просмотров: 593


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст