"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Новорыбинка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа  села Новорыбинка отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам

04.11.2017

Подготовка

учащихся к предметным олимпиадам

 

Бардаль

Олеся Ивановна

учитель

английского языка первой категории

ГУ

«новорыбинская средняя школа-сад»

Аккольский

район

 

Поиск

и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений работы

современной школы. Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость

ребёнка,  активизировать познавательный

интерес и подвести учащихся к  достижению

высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть

определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством

остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную

потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие.  При

наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя

в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся

соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают

уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у

одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для

эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как

разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические

подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем

учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо

произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то

он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы

он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного

опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия

подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные

способности по предмету.

Идеальным

контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению обществознания  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и

специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий

(умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять

многовариантные решения поставленных проблем).  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках,

организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

Вести

отбор и привлекать к участию в олимпиадах необходимо уже среди учащихся с 6

класса – используя метод спиральности. И уже к 8-му классу будет сформирован

банк данных об учащихся,  способных

защищать честь школы  на разных уровнях  олимпиады. Одновременно с выявлением

школьников интересующихся каким либо предметом 

и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой

группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что

основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная

работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать

взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку

новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация

развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее

удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные  конкурсы, 

кружки, элективные курсы.

3. Использование творческих заданий повышенного

уровня на уроках.

Как

правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания

олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая

работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут

партнерскими. Превосходство учителя 

выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их

ученику.

При подготовке

учащихся к олимпиаде необходимо  придерживаться  нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление

возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те,

которые добываются  собственными

усилиями, в процессе работы с литературой 

при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность

самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны

учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при

решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные

задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном

применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с

требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.

При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и

расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных

заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для

успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для

успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого

уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня

сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на

олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность

учащемуся,  раскрепощает его и дает

возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При

анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не

учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для

учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде.

Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности

знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и

недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки 

к  олимпиаде  для 

каждого  учащегося,  отражающая 

его  специфическую  траекторию 

движения  от  незнания  

к  знанию,  от 

неумения  решать  сложные 

задачи  к  творческим 

навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю

необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности,

стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это

важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть

задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы,

внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями

все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же

ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только

от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать,

работать и работать!

Неприемлем  принцип «административного давления» с целью

удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не

принесет должного результата.

Сам

учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в

профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не

считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести

своего учителя.

Подготовка

олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема

учитель-ученик-родитель.

Работа

с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в

профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха

она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи -

соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить

«точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Просмотров: 482


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст