Подготовка
учащихся к предметным олимпиадам
Бардаль
Олеся Ивановна
учитель
английского языка первой категории
ГУ
«новорыбинская средняя школа-сад»
Аккольский
район
Поиск
и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений работы
современной школы. Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость
ребёнка, активизировать познавательный
интерес и подвести учащихся к достижению
высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть
определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством
остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную
потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При
наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя
в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся
соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают
уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у
одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
Для
эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как
разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Методические
подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем
учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо
произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то
он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы
он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного
опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Условия
подготовки к олимпиадам:
1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные
способности по предмету.
Идеальным
контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению обществознания учащиеся, высокий уровень их как общих, так и
специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий
(умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять
многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках,
организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.
Вести
отбор и привлекать к участию в олимпиадах необходимо уже среди учащихся с 6
класса – используя метод спиральности. И уже к 8-му классу будет сформирован
банк данных об учащихся, способных
защищать честь школы на разных уровнях олимпиады. Одновременно с выявлением
школьников интересующихся каким либо предметом
и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой
группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что
основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная
работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать
взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку
новых участников.
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Организация
развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее
удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы,
кружки, элективные курсы.
3. Использование творческих заданий повышенного
уровня на уроках.
Как
правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания
олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая
работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут
партнерскими. Превосходство учителя
выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их
ученику.
При подготовке
учащихся к олимпиаде необходимо придерживаться нескольких принципов.
1. Максимальная самостоятельность – предоставление
возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те,
которые добываются собственными
усилиями, в процессе работы с литературой
при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность
самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны
учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при
решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные
задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном
применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с
требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.
При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и
расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных
заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для
успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для
успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого
уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня
сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на
олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность
учащемуся, раскрепощает его и дает
возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При
анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не
учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для
учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде.
Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности
знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и
недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки
к олимпиаде для
каждого учащегося, отражающая
его специфическую траекторию
движения от незнания
к знанию, от
неумения решать сложные
задачи к творческим
навыкам выбора способа их решения
6. Психологический принцип
Считаю
необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности,
стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это
важно для взрослой жизни! Нужно увидеть
задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы,
внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями
все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же
ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только
от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать,
работать и работать!
Неприемлем принцип «административного давления» с целью
удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не
принесет должного результата.
Сам
учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в
профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не
считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести
своего учителя.
Подготовка
олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема
учитель-ученик-родитель.
Работа
с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в
профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха
она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи -
соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить
«точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.