Методика подготовки учащихся к ЕНТ по
биологии
Цель
любых консультаций подготовки к ЕНТ –
успешная сдача тестирования. Помочь учащимся более эффективно повторить учебный
материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний, так
чтобы все разнообразие живой природы воспринималось ими как единая система с
общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и
жизнедеятельности. В задачу консультаций
и курсов входит также выработка четкости
изложения знаний, умение анализировать и обобщать явления, факты.
С целью
получения хороших результатов по ЕНТ необходимо следующее:
1.
Организация и проведение школьных консультаций, связанных с
проблематикой ЕНТ.
2.
Оформление уголка в классных кабинетах по подготовке ЕНТ, согласно
рекомендованной документации.
3.
Оформление папок учащимися, сдающими ЕНТ по биологии.
4.
Ведение предметной папки учителем – предметником, согласно всем
требованиям. ( у нас в школе разработана памятка)
5.
Необходимо продолжить работу по измерителям обученности, с целью
проведения мониторинга и анализа промежуточного тестирования.
6.
Проводить работу по расширению банка контрольных и тестовых
заданий, составление тематических тестов по биологии.
7.
Организовать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях
учащихся.
8.
Целенаправленно проводить работу на уроках с ребятами, сдающими
биологию.
9.
По имеющимся результатам определение проблемного поля деятельности
по каждому учащемуся и организация регулярной работы по ликвидации пробелов в
биологических знаниях.
10.
Организация психолого-педагогической поддержки учащихся при
подготовке к ЕНТ.
11.
Собеседование с классными руководителями и родителями
слабоуспевающих учащихся.
12.
Посещение классных и родительских собраний с вопросами
проблемно-ориентированного анализа по подготовке к ЕНТ.
Рекомендации.
1.
Подготовка должна осуществляться не только по учебникам, но и по
пособиям для поступающих в ВУЗы по ботанике, зоологии, анатомии. Материал
тестов более высокий, чем в средней школе.
2.
Затруднения вызывают вопросы по генетике, цитологии, определение
генотипа и фенотипа, сцепленный и промежуточный характер наследования. Необходимо
обратить внимание на отработку умений решения генетических задач.
3.
Особое внимание необходимо обратить на вопросы по обмену веществ
главном признаке живых организмов, сущность обмена веществ – это его этапы,
процессы биосинтеза и фотосинтеза.
4.
Не менее важным является материал о способах видообразования,
результатах и направлениях эволюции.
При
ответе на вопросы ЕНТ, учащиеся помимо воспроизведения знаний
анатомо-морфологического материала, должны знать признаки таксонов, живых
организмов, структуры клетки, воспроизводить определения, копировать
элементарные виды практической деятельности, должны показать такие мыслительные
операции, как анализ и синтез, конкретизация и обобщение.
1.
Учащиеся должны уметь характеризовать особенности питания
автотрофных и гетеротрофных организмов. Иметь чёткие понятия и отличия животной
клетки от растительной.
2.
Должны уметь определять основные систематические категории,
признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых
растений, подцарств, типов и классов животных.
3.
Учащиеся должны уметь характеризовать учение Ч. Дарвина о движущих
силах эволюции и её результатах. Особое внимание необходимо обратить на
действие разных форм отбора – стабилизирующего и движущего, на вопросы и
задания, требующие установления родства беспозвоночных и позвоночных животных,
названия вероятных предков пресмыкающихся, выявление конкретных морфологических
признаков в эволюции организмов на разных её этапах.
Необходимо
учитывать возникающую сложность при перечислении факторов эволюции. Обычно
факторами считают отбор, дрейф генов, мутации и изоляцию. Борьба за
существование – это компонент естественного отбора и отдельным фактором
считаться не может.
4.
Должны уметь обосновывать взаимосвязи строения и функций органов и
систем органов, организма и среды. Особое внимание желательно обратить на
классификацию тканей, функции различных органов и систем, отличительные
признаки строения животных различных систематических групп.
5.
Учащиеся старших классов должны уметь обосновывать роль круговорота
веществ, разнообразия видов, регулирования численности популяций в сохранении
экосистем, иметь знания о биотических факторах, биогеоценозах, формах
взаимоотношений в экосистеме (симбиоз, конкуренция, квартиранство, паразитизм),
должны уметь правильно строить пищевые цепи, экологические пирамиды, объяснять
космическую роль растений – аккумуляцию солнечной энергии.
6.
Должны уметь сравнивать мутационную и модификационную изменчивость
организма.
7.
Уметь распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, клетки,
ткани растений, животных; иметь понятие об ароморфных признаках
покрытосеменных, признаки деления их на классы.
8.
Уметь показать знания о генетике, сущности гибридологического
метода, значении близкородственного скрещивания, роли самоопыления в получении
однородного потомства. Хорошо знать законы наследственности, расщепление по
генотипу при неполном доминировании, промежуточном характере наследования.
Особое внимание обратить на терминологию.
По завершении повторения всего цикла биологических дисциплин необходимо проверить,
как усвоены главные теоретические положения и как с их помощью можно объяснить
законы развития, строения и жизнедеятельности растительного, животного и
человеческого организмов, а также связать эти положения с проблемой
взаимоотношения человека и окружающей среды.