ИКТ в начальной школе
«Научиться играть на флейте, можно только играя самому»
Сократ
Ребёнок, впервые переступил порог школы,
попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать
оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности, одна из главных задач обновленного содержания
образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных
интересов, способностей и возможностей ребёнка.
XXI век — век высоких
компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Меняется и роль учителя в
информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми
образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация
становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом
относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в
информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что
современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач,
стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора,
углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности
детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране
наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в
традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено –
компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных
частей информатизации образования является использование информационных
технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это
означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из
результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать
готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и
способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего
самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в
практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших
школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных
уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами
работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с
помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных
технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку
массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее
готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Уроки с использованием ИКТ
особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют
наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя
как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс
восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как
нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов,
анимации.
Организация учебного процесса
в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации
познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и
способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно
выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в
потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать
здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а
не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с
использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом,
применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу)
в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ
использования ИКТ.
Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин
«информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Применение новых и новейших
информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.
В начальной школе невозможно
провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы.
Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл
компьютер.
Наиболее эффективными
средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных
эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
За последние 10 лет произошло
коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных
технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в
современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой,
новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы,
к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без
новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную
школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров,
будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к
компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в
начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией,
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит
дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя
начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась
«школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик
должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего
образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна
стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих
образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность,
сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного
вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и
эмоциональное благополучие.
В процессе изучения,
многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек,
умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий
необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать,
выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы,
принимать решения в сложных ситуациях.
В процессе применения ИКТ
происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной
жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного,
наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов
мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей
компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие
коммуникативных способностей;
- формирование умений
принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной
ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на
оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование
информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ приводит к интенсификации
всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение
эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение
побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной
деятельности;
- углубление
межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки
информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных
предметных областей.
Компьютер выступает в роли
персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств
человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными
техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами,
диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение,
осязание, способность речевого воспроизведения.
Практика использования
информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного
применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные
возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они открывают детям доступ к
нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной
работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и
закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы
и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса,
переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных
процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная
организация познавательной деятельности учащихся.
При использовании ИКТ легче
осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность
рациональнее организовать весь учебный процесс.
В работе мною
используются готовые мультимедийные
продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации,
проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я применяю на уроках учебные и игровые программы.
На уроках в начальных классах
использую различные тренажёры, сборники
дидактических материалов, содержащий
пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают
демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий
модули, электронные учебные пособия, видеодиски (в качестве дополнительного и развивающего
материала)
Как писал великий педагог
К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова,
начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит
свободно…».Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и
запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30%
увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким
образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью
ярких образов - это основа любой современной презентации.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
1) Не загромождайте отдельный
слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно
быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде
должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз
в течение 5 минут (в начальной школе).
5) Вся презентация должна быть
выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название,
размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)
Несомненно, именно в начальных классах очень важна роль
ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь
в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование
структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение
информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на
мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в
учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ
должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер
в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей
деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки
с применением компьютера.
Использование ИКТ преобразит
преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более
высокий уровень интерес детей к учёбе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в
обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумывать последовательность
технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.
Возможности использования ИКТ
в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего
школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке
имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц
или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как
последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же
малоэффективны.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование
возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени
наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости
школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя
Уроки с использованием
информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания,
но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал
учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника
велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе
и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий
на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя.
Использование информационных
технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов,
рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания
учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес
детей к учебе.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие
логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети
заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их
родители тоже.
Педагогу в настоящее время необходимо научиться
пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует
сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными
технологиями и умело применять полученные
знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя
компьютер это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.