«Слагаемые педагогического успеха – это...»
«ЕСЛИ
учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель.
ЕСЛИ
учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам.
ЕСЛИ
учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
Что такое учительский успех? Можно выделить две его составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя составляющая успеха означает, что учитель живет в ладу с самим собой, не ропщет на судьбу,
не клянет самого себя, что стал учителем, не мечтает о другой судьбе, а считает, что все в его жизни сложилось так, как надо. Внешний успех выражается в достижениях учеников, в карьерном росте. Без внутренней составляющей не будет и внешнего успеха, поэтому главный залог успеха – это личность учителя. Думаю, что в основе педагогического успеха лежат личностные качества учителя, а с опытом формируются и профессиональные.
Учитель своими действиями, оценками, своим миропониманием открывает для учащихся существование социальной жизни, духовной, как особой сферы, регулируемой содержанием обобщенных идей — идей о
цели и смысле жизни, о возможностях человека, о его свойствах и качествах, об
отношениях между людьми. При этом любым своим действием по отношению к ученикам
он проявляет себя как личность, отражая и то конкретное историческое время, и
тот индивидуальный жизненный путь, который он прошел до начала своей
профессиональной деятельности, и тот идеал, на который ориентируется сам
учитель.
Я считаю, что талант учителя, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его на столько, что ему самому захотелось познать новое, самому
решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он
чувствовал в себе уверенность, силу и желание действовать.
Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить…. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый
урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой
рост, движение в постижении трудного (вчера не понимал – сегодня понял, вчера
не умел – сегодня научился) – вот в чем радость! Важно разбудить мысль
ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Надо уважать его мнение, но
обязательно показывать, в чем он не прав.
С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые
государством и обществом к учителю. Я часто задаю себе вопрос: «Какие качества
учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть
необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Так,
например, всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не
входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо
современному учителю. Умение пользоваться различными компьютерными программами,
ресурсами Интернет, позволяет эффективно использовать их возможности на уроке и
во внеурочной деятельности.
Весь опыт подготовки педагогов к профессиональной деятельности и работа по повышению их квалификации показывают, что без осуществления воздействия на собственное сознание взрослый человек
очень часто оказывается неспособным даже к пониманию того, что его влияние на учеников
обусловлено его собственными качествами, его жизненной концепцией, степенью
осознания и принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности,
своих профессиональных функций и требований к собственной личности. Большинство
проблем, возникающих в процессе работы учителя, связаны с его недостаточной
личностной, духовной зрелостью, а порой даже и с отсутствием стремления к ней.
Можно ли дать четкое, краткое определение слову «Успех»? Используя толковые словари,
наверное, можно. Но описать слагаемые педагогического успеха одним определением не получится. Слагаемые педагогического успеха у каждого учителя разные, они зависят от многих факторов: от того – какие мотивы подвигли его на выбор профессии, от того – какими принципами руководствуется он в своей работе, какие методы, приемы и технологии использует, а самое главное – от того, как выстраивает свои отношения с детьми, любит ли их, ценит и уважает ли их, как неповторимую личность.
Что же такое «Успех»? Это – диплом, как свидетельство о высшем образовании? Дипломы, благодарности, вручаемые за «профессиональный подход», «высокий уровень», «достижения и талант педагога»? …Все это есть. Но разве учительский успех в этом? Он, прежде всего, виден в глазах учеников, когда вспыхивает в них желание узнать, благодаря твоей помощи, данным тобой ориентирам что-то новое, заполняющее не только ум, но сердце и душу.
Как же сделать интересным и компактным рассказ о своем успехе учителя? Рассказать о нем можно, только вспоминая прошлое, размышляя о настоящем, грезя о будущем.
Не каждый день и не каждый час обращаюсь я к предыстории своих успехов. Но настает иногда момент,
когда весь путь «по школьным коридорам» отзывается в сердце, в памяти. И прошлое – возникает за плечами, радует и тревожит, не дает успокаиваться на достигнутом.
Я полагаю, что слагаемые педагогического успеха – это самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, моральная чистота и влюбленность в свое дело.