Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для
человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания
достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие
индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование
личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью повышения
качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо
внедрять и развивать формативное оценивание. Многие учителя нашей страны в
начале пути применения формативного оценивания.
В рамках программы «Рухани жаңғыру» в школе прошел методический совет "Критериальное оценивание- важный фактор процесса обучения" , где
педагоги делились опытом работы в области
обновленного содержания образования. Главной целью было рассмотреть
внедрение «Критериального оценивания» и осуществление «Обратной связи». Педагоги делились опытом, рассказывали о своих
успехах и достижениях своих учеников в области обучения. Хабалхах Р. и Темирханова М.Н., работают по
обновленному содержанию образования уже второй год. Их опыт в данном
направлении неоценим. Коллеги в своих выступлениях подробно разобрали проведение
каждого этапа урока, описали возможности использования формативного оценивания
и поделились опытом работы с родителями через осуществление обратной связи.
Подводя итоги методсовета,
каждый предметник еще раз утвердился в том, что использование критериального
оценивания позволяет:
Учителям
Разработать критерии, способствующие получению качественных
результатов;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей
деятельности;
Улучшить качество преподавания и обучения;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с
учетом его индивидуальных способностей,
Использовать разнообразные методы обучения и инструменты
оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной
программы.
Ученикам
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной
деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования
собственного результата обучения и осознания успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные
точки зрения, критически мыслить
Родителям
Получать объективные доказательства уровня обученности своего
ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
Быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка
в классе и школе.
Новая для Казахстана система критериального оценивания
направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к
обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии
оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям. Это позволит
обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным
стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. Оценивание на основе критериев будет носить
более справедливый характер и способствовать созданию необходимых условий для
повышения качества обучения в казахстанских школах.