Роль учителя на современном уроке
Сегодня мне бы хотелось затронуть вопросы, которые волнуют, я думаю многих из нас: Каким должен быть урок в ХХI веке, не устарел ли он как форма организации учебного процесса, каким должен быть современный учитель и какая роль принадлежит ему на современном уроке.
Почему так бывает: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а класс остался равнодушным, вяло реагировал на все то, что с энтузиазмом предлагал учитель. Другая ситуация: ребята активны на уроке, заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольных работ ужасны. Или другой пример: на уроке обсуждается интереснейшая тема, но несколько не участвует в работе, отвлекает всех остальных. Учитель
постоянно делает замечания, звучат враждебные нотки с обеих сторон, темп урока снижается. Еще одна неудача учителя: ваш коллега с помощью игрового момента за несколько минут организовал детей в классе. Вы запомнили, что говорил ваш коллега и на ближайшем уроке вы решили повторить прием. Вы предлагаете то же задание, говорите те же слова, но никакого впечатления на детей ваши старания
не производят. Почему? Каждый из нас наверняка сталкивался с такой проблемой.
Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после физкультуры или утомлен после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться, в мгновенье ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение – а оно должно быть
выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. А. С. Макаренко говорил, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “пойди сюда”.
Итак, первостепенная роль в современном уроке принадлежит современному учителю. Никакие новшества не заменят вдохновенного Слова, даже самые совершенные, которые сегодня пытаются насаждать в школу (например, компьютер). Во все времена учило, прежде всего “Слово”.
Главным требованием к уроку в 70-е годы прошлого столетия было максимальное использование ТСО. Если не было запланировано использование магнитофона, проигрывателя, кинофрагментов и т.п.,
урок не признавался современным. Какое же место должны занимать ТСО на современном уроке. Учитель должен помнить, что он сам, его личность всегда были и будут главным, средством обучения. Все остальные средства – его помощники, привлечение которых должно быть оправданным и обоснованным. Применение учителем каждого средства оправданно тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала учениками, позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет.
Безусловно, нам, учителям необходимо использовать компьютер на уроках. Ведь компьютеризация
школьного образование несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания, таких как принципы наглядности и креативности. Применение компьютера почти автоматически усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможность учителя в постановке учебных задач,
способствует организации самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа – еще одна из главных требований современного урока. Но мы не должны
забывать о том, что самостоятельность не должна гипертрофироваться. Иногда она представляется детям везде и во всем, даже там, где это приводит только к отрицательным результатам. Например, некоторые учителя утверждают, что у них дети сами определяют объем и глубину содержания обучения на уроке, которое они считают для себя нужным. Кто-то пытается обучать детей только через самостоятельные работы.
Есть совершенно новое и возможно главное понимание требования – представлять детям на уроке самостоятельность в учебе, что означает для ребенка свободу:
1. поиска верного знания, ответа на вопрос, решения и т.д.;
2. творчества в конструировании нового знания.
Еще один из важных моментов современного урока – общение с учащимися только на основе сочетания
высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
Согласитесь, легко любить ребенка, когда он послушен, хочет и может хорошо учиться, обаятелен, опрятен, уважителен. Но педагогическая сущность учителя должна проявляться в отношении к любому ребенку: и к тому кто интеллектуально ограничен, и к тому кто зол, ленив, груб, неопрятен.
Если взаимо-уважительные, благоприятные отношения между учителем и учеником утрачены, то об эффективности обучения, воспитании вообще не может быть и речи.
На заседаниях педагогического совета мы часто употребляем термин «метод обучения». Но знаем
ли мы как правильно выбирать методы обучения, как их сочетать. Все методы имеют свои сильные и слабые стороны. Наконец, учебные возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе тех или иных методов; например аудиалы лучше усвоят материал, переданный словесными методами, визуалы – наглядными, а кипестетики – практическими.
Часто говорят, что учительская профессия сродни профессии артиста. И это действительно так.
Если учитель всерьез озабочен личностной педагогикой, а не просто бездушный трансляцией знания, то он обязан на уроке, да и вообще в любой педагогической ситуации актерски умело разыгрывать именно ту роль, которую он при продумывании урока написал как сценарист и поставил как режиссер.
Каждому учителю необходимо научиться актерским техникам: входу в класс, проходу, подачи
реплики, уходу из класса, умению держать паузу, влиять на детей мимикой, жестами, по-разному садиться, вставать, поворачиваться.
Итак, по мере того, как будет развиваться общество, будут меняться его требования к образованию, к школе, а значит и к основной форме образовательного процесса в ней, то есть к уроку. Ну а нам, учителям, необходимо идти в ногу со временем, ибо мы с вами и урок - одно целое.