"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Новорыбинка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа  села Новорыбинка отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Роль учителя на современном уроке

08.02.2018

 

 Роль учителя на современном уроке

Сегодня мне бы хотелось затронуть вопросы, которые волнуют, я думаю многих из нас: Каким должен быть урок в ХХI веке, не устарел ли он как форма организации учебного процесса, каким должен быть современный учитель и какая роль принадлежит ему на современном уроке.

Почему так бывает: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а класс остался равнодушным, вяло реагировал на все то, что с энтузиазмом предлагал учитель. Другая ситуация: ребята активны на уроке, заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольных работ ужасны. Или другой пример: на уроке обсуждается интереснейшая тема, но несколько не участвует в работе, отвлекает всех остальных. Учитель

постоянно делает замечания, звучат враждебные нотки с обеих сторон, темп урока снижается. Еще одна неудача учителя: ваш коллега с помощью игрового момента за несколько минут организовал детей в классе. Вы запомнили, что говорил ваш коллега и на ближайшем уроке вы решили повторить прием. Вы предлагаете то же задание, говорите те же слова, но никакого впечатления на детей ваши старания

не производят. Почему? Каждый из нас наверняка сталкивался с такой проблемой.

Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после физкультуры или утомлен после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться, в мгновенье ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение – а оно должно быть

выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. А. С. Макаренко говорил, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “пойди сюда”.

Итак, первостепенная роль в современном уроке принадлежит современному учителю. Никакие новшества не заменят вдохновенного Слова, даже самые совершенные, которые сегодня пытаются насаждать в школу (например, компьютер). Во все времена учило, прежде всего “Слово”.

Главным требованием к уроку в 70-е годы прошлого столетия было максимальное использование ТСО. Если не было запланировано использование магнитофона, проигрывателя, кинофрагментов и т.п.,

урок не признавался современным. Какое же место должны занимать ТСО на современном уроке.  Учитель должен помнить, что он сам, его личность всегда были и будут главным, средством обучения. Все остальные средства – его помощники, привлечение которых должно быть оправданным и обоснованным. Применение учителем каждого средства оправданно тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала учениками, позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет.

Безусловно, нам, учителям необходимо использовать компьютер на уроках. Ведь компьютеризация

школьного образование несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания, таких как принципы наглядности и креативности. Применение компьютера почти автоматически усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможность учителя в постановке учебных задач,

способствует организации самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа – еще одна из главных требований современного урока. Но мы не должны

забывать о том, что самостоятельность не должна гипертрофироваться. Иногда она представляется детям везде и во всем, даже там, где это приводит только к отрицательным результатам. Например, некоторые учителя утверждают, что у них дети сами определяют объем и глубину содержания обучения на уроке, которое они считают для себя нужным. Кто-то пытается обучать детей только через самостоятельные работы.

Есть совершенно новое и возможно главное понимание требования – представлять детям на уроке самостоятельность в учебе, что означает для ребенка свободу:

1. поиска верного знания, ответа на вопрос, решения и т.д.;

2. творчества в конструировании нового знания.

Еще один из важных моментов современного урока – общение с учащимися только на основе сочетания

высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

Согласитесь, легко любить ребенка, когда он послушен, хочет и может хорошо учиться, обаятелен, опрятен, уважителен. Но педагогическая сущность учителя должна проявляться в отношении к любому ребенку: и к тому кто интеллектуально ограничен, и к тому кто зол, ленив, груб, неопрятен.

Если взаимо-уважительные, благоприятные отношения между учителем и учеником утрачены, то об эффективности обучения, воспитании вообще не может быть и речи.

На заседаниях педагогического совета мы часто употребляем термин «метод обучения». Но знаем

ли мы как правильно выбирать методы обучения, как их сочетать. Все методы имеют свои сильные и слабые стороны. Наконец, учебные возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе тех или иных методов; например аудиалы лучше усвоят материал, переданный словесными методами, визуалы – наглядными, а кипестетики – практическими.

Часто говорят, что учительская профессия сродни профессии артиста. И это действительно так.

Если учитель всерьез озабочен личностной педагогикой, а не просто бездушный трансляцией знания, то он обязан на уроке, да и вообще в любой педагогической ситуации актерски умело разыгрывать именно ту роль, которую он при продумывании урока написал как сценарист и поставил как режиссер.

Каждому учителю необходимо научиться актерским техникам: входу в класс, проходу, подачи

реплики, уходу из класса, умению держать паузу, влиять на детей мимикой, жестами, по-разному садиться, вставать, поворачиваться.

Итак, по мере того, как будет развиваться общество, будут меняться его требования к образованию, к школе, а значит и к основной форме образовательного процесса в ней, то есть к уроку. Ну а нам, учителям, необходимо идти в ногу со временем, ибо мы с вами и урок - одно целое.

Просмотров: 1192


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст