Тақырыбы: "Сабақта шығармашылық тапсырмаларды қолдану
" Бастауыш сынып оқушыларының "Дүниетануда креативті қабілеттерін дамыту ".
Бастауыш сынып мұғалімі: Швец Ю. А.
Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле,
а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое.
Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше
об этом размышляют.
Стив Джобс
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать креативные способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Все согласятся с тем, что содержание уроков познания мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем учителя знают, что на «голом месте» познавательный интерес не возникает. Его нужно поддерживать и развивать.
Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития,
то интерес к познанию углубляется. Это необходимое условие развития познавательной деятельности школьников.
Я считаю, что огромную роль в формировании познавательного интереса играют уроки познания мира. Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками, загадками, тайнами она притягивает ребёнка, малыш получает массу впечатлений, что вызывает у него радостные эмоции, и с большим интересом ребенок начинает участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности.
На уроки познания мира в начальной школе приходится 1 час в неделю. Тем не менее, учащиеся должны усвоить основы важного предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. В этом случае необходимо активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер. Предлагаю следующие способы активизации учебной деятельности:
- дидактическая игра
- исследовательская работа
- логические задачи
- проблемные задания
- творческая работа учащихся;
- коллективная познавательная деятельность.
В проведении нетрадиционных уроков в разнообразной и увлекательной форме с использованием частично-поискового и исследовательского методов обучения помогают организация предметных действий через введение в урок творческих заданий, проведение уроков с использование ИКТ, использование дидактического материала, карточек с индивидуальными заданиями, схем-опор, карточек с задачами-рассказами, творческих задач, тесты.
Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках познания мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).
При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это то, требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:
Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.
Игра «Кто это?» При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игра « Дерево, кустарник, трава?» При изучении темы: « Растения» Развивает кругозор, наблюдательность, умение узнавать растение по характерным признакам.
Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами:
1. Выдвижение проблемы.
2. Постановка предположений.
3. Обсуждение гипотез.
4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя.
5. Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций).
6. Совместное составление графического плана-опоры.
При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Толчком к исследовательской деятельности, к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (задача, задание, вопрос). Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации.
Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен.
Пожалуй, любое задание можно выразить в виде логической задачи.Например, рассказ В.Бианки «По следам» можно представить в виде логического рассказа загадки. Дети слушают чтение и отвечают на вопрос: «Что было записано в снежной книге?» Учащиеся должны оживить свои представления. Как бы ты поступил оказавшись в лесу? Как бы смог найти обратный путь? Какими знаниями ты мог бы воспользоваться?
Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др. Проводить их можно, естественно, с 1 по 4 класс, но характер заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей. Целесообразно проводить их как часть урока, подчинив содержание проходимой программной теме.
Очень интересны учащимся задания проблемного характера.Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.
Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету.
Получая творческие задания, ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и результативным. Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Построение процесса специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности:
Важным условием развития креативных способностей детей, углубления и закрепления учебного материала считаю применение в своей практике проектов.
Метод проектов способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Игры и логические задачи, проблемные вопросы и исследовательская работа должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока познания мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность, развивать креативные способности учащихся начальных классов.